top of page

Новые привычки. 80 дней йоги. 1/3

Мотивация или дисциплина?

В детстве, когда я ходила на танцы трижды в неделю, в выходные выступала с танцевальными номерами на сценах города Воронежа, а в свободные дни просто спала в шпагате :) , я была уверена, что мои развитые физические данные никуда не денутся. Тогда я находилась в лучшей своей физической форме: ходила на руках, делала перекидку, закидывала ноги за уши. Мне было легко размышлять о том, что развить свое тело очень просто. И что главный враг этого развития - лень. Если у тебя нет шпагата, ты просто лентяй. А если ты хочешь как-то прокачать свое тело, надо просто замотивировать себя. В то время мне был близок метод самозапугивания: "Если я не позанимаюсь полчаса, то я не буду смотреть сегодня телевизор" и так далее. Я думала, что это прекрасный инструмент работы с собой и не понимала главного, что тело мое было столь податливо и гибко не из-за разовых вдохновений, а, преимущенственно, из-за стабильных тренировок в зале с хориографом.

С прошествием времени самозапугивание вообще перестало на меня действовать, и я потеряла былые шпагаты и прогибы. Иногда, по старой привычке, я пытаюсь снова угрожать себе, но из этого обычно ничего хорошего не выходит. Ультиматумы в отношениях с собой не работают. И речь здесь не только о спорте. Это распространяется на все сферы нашей жизни.

В интернете существуют форумы, где девочки разного возраста разглядывают фотографии тощих моделей, сравнивают их с собой, расстраиваются и садятся на низкоколорийные диеты или совсем перестают есть. На почве ненависти к своему телу, они портят себе желудок, кожу, волосы и, что самое главное, нервную систему. При этом, в отсутствии мотивации их обвинить уж точно нельзя. Мотивация, как фонтан, бьет из отфотошепленных картинок с глянцевых страниц, экранов телевизоров и сайтов интернета, биллбордов и плакатов. Только успевай - лови ее! Однако, почему-то никак не удается вдоволь напиться этой волшебной водой. Всегда нужно еще и еще. Мотивация - это ночная бабочка, которая на утро умирает и мы с сочком бежим на поиски новой.

Как же быть, если совсем не хочется становиться мотивационным наркоманом? Ответ безумно прост: мотивация не работает на длительных дистанцих, на них работает только дисциплина.

Чтобы понять, почему так происходит, нужно разобраться прежде всего в характере этих двух понятий. Мотивация (от латинского movere) - побуждение к дейсвию, обусловловливающееся личной заинтересованностью человека в его свершении.

То есть, мотивация, немного зациклина на особом состоянии духа. "Прежде чем встать на коврик и заняться йогой, мне нужно посмотреть на гуттаперчевых йога див, которые на берегу океана выполняют акробатические этюды". И я не о том, что вдохновляться чужим примером не правильно, а о том, что не должна от этого зависить личная практика, пробежка не должна отменяться из-за того, что порция утренней мотивации была недостаточной. Это путь вникуда.

Мои 80 дней йоги - это только на первый взгляд способ себя мотивировать. На самом деле, это мой метод развития привычки, который ведет к дисциплине. Все дело в дисцилине.

Дисциплина (в переводе с лат. disciplina) - воспитание, строгий порядок, система. Дисциплна - это практически устав, свод правил, который вы принимаете или не принимаете вовсе. Дисциплина гораздо честнее мотивации. Она не смотрит по сторонам и не задает вопросов. Например, последнее время я очень легко встаю по утрам и расстилаю коврик. В чем секрет? Я не вступаю в диалог сама с собой. Я взяла за правило по утрам не обсуждать со своим внутренним "Я" следующие вопросы: зачем мне это все? Может позаниматься вечером? Я неудачница и прогресса нет. Я не выспалась, поздно легла, сытно поела и так далее. Узнаете себя?

Утром я возвращаюсь к разговору с собой только после практики.

Это так просто осознать в голове, но так тяжело выполнить. А главное, что после того, как задуманное делается, я испытываю настоящее счастье, начинаю верить в себя и это помогает мне подниматься на следующий день. После практики всегда очень хорошо и приятно. Никаких вопросов о ценности этой утренней процедуры не возникает. Ее ценность настолько очевидна, что хочется поделиться этим со всем миром. А дисциплина - это процесс накопительный.

Безусловно, дисциплина не приходит в нашу жизнь сама по себе из космоса. Ее нужно в себе воспитывать, учиться слушать и слышать, пробовать достигать внутренней тишины, понимать свое тело, оно всегда говорит, что ему на самом деле нужно. Важно воспитывать себя каждый день по чуть-чуть и быть терпеливыми. Если вы пропустили понедельник и не успели начать новую жизнь, совсем не нужно ждать следующего. Начинайте прямо сейчас. Кроме того, трениры-коучи уже давно доказали, что с понедельника вообще не стоит ничего начинать. Для этого гораздо больше подходит середина недели.

Самое главное, что нужно для себя уяснить - это то, что вы не нуждаетесь во внешней атребутике состояний, вызываемых внешними факторами. Все есть в вас самих. Ваши глубинные решения самые правильные, не надо обращать внимание на все то, что приходит к вам в голову извне, как только покидаешь зону комфорта. Человеческая натура любит хитрить. Но не стоит идти у нее на поводу.

Йога приводит наш ум в состояние спокойствия. Выстраивает его, делает ровным и цельным. Но достичь этого можно только практикую каждый день, только четко следуя выбранному маршруту. Со временем, пустые диалоги в наших "практикующих" головах остановятся, а на их место придут безмолвные убеждения, за которыми стоят настоящие дела и поступки.

Всем йоги.

Муа

bottom of page