top of page

Марафон. От 0 до 42.

Месяц бега

Как легко мы отказываемся от обещаний, данных себе. И даже, порой, не себе, а публично. Нет, нет, я ни в коем случае не забросила подготовку к марафону, но, как можно наблюдать по данному блогу, материалы пишу далеко не регулярно, а когда руки дойдут. Постараюсь исправиться в ближайшее время. А в данном тексте поделюсь с вами своими успехами, сложностями и приемами работы над дисциплиной, своей спортивной формой и психикой.

О хорошем

Напомню, что бегать я начала 26 января 2016 года. Был мутный зимний вторник, программа ASICS просчитала мне мое расписание по тренировкам на 8 месяцев вперед, которому я и стараюсь следовать.

На сегодняшний день моя максимальная дистанция составляет 7 км: бег в нормальном темпе, при котором не выскакивает сердце, не колит бок и не затуманивается зрение (9,5 км в час). Признаюсь, что бегаю я быстрее, чем мне советует программа. На 7 км у меня уходит 45 минут, а Asics мне дает на это больше часа. Так как я бегаю в зале, за такими моментами, как "время" и "дистанция пробежки" следить очень легко, все видно на дисплее беговой дорожки.

Об очевидном: бегать - это классно!

Во-первых, за этот месяц пробежек (между прочим с пропусками) мои ноги видоизменились. Формы приняли более подтянутые очертания, да и в целом, вес несколько снизился. Конечно, при подготовке к марафону не стоит отвлекаться на такие "смертные" темы, как похудение, но, как говорится: "Легкий марафонец - быстрых марафонец".

Во-вторых, моя выносливость возросла. Я раньше и представить не могла, как это 3 км или 5 км пробежать, а всего лишь за месяц комфортная для меня цифра поднялась до 7 км. А то ли еще будет, в следующие выходные я буду бежать первую 10-ку.

В третьих, я прослушала интересную аудио-книгу про бег Харуки Мураками и много прекрасных лекций и интервью на YouTube, на что обычно не нахожу времени в повседневной жизни. А тут, бежишь себе потихоньку по дорожке и слушаешь, все что душе угодно. Методом научного тыка было выявлено, что смотреть сериалы, кино и вообще смотреть что-либо на бегу для меня невозможно, слушать музыку, которая звучит в спорт-зале - невыносимо, а глядеть по сторонам на занимающихся - неинтересно. Пока информативные подкасты и лекции TED - мой выбор.

В четвертых, бег снимает напряжение. Ты как будто убегаешь от своих проблем, они выходят с потом через поры. Возможно, это связано с тем, что за день мы так загружаем себя всякими ненужными мыслями, что необходимо доводить себя до физической усталости, чтобы на думы времени не оставалось.

Теперь о плохом

Ни одной недели из всего месяца я не пережила без пропуска хотя бы одной тренировки: то простуда, то пробка, то вино, то книжка, то подружка с кафе, то поспать, то голова болит. Madre mia, откуда у меня находится столько причин, чтобы не бегать! У меня даже недавно сердце кололо перед выходом из дома, правда, с правой стороны, но когда я это поняла, то уже разулась и устроилась на диване с ноутбуком. Как только это случилось, симптомы сердечных заболеваний сразу покинули горизонт. Ипохондрия - порок, который у каждого есть и над которым нужно работать.

Помимо излишней мнительности, я встретилась еще с некоторыми сюрпризами от своего организма. Бег - это стресс, испытывая который, ты рано или поздно начинаешь осознавать слабость и немощность человеческого тельца. С чем столкнулась я:

' Если бегать в промежутке с 18:00 до 22:00, то пробежка мне дается легче и приятнее. Утренний бег я пока отложила до весны, а может, и до лета. А поздние тренировки, которые начинаются в 22:00 по принципу "лучше поздно, чем никогда", очень изматывают организм. После таких экзерсисов я чувствую себя разбитой наутро, а вечером еле пробегаю последние метры, во все глаза следя за цифрами на дисплее тренажера. Все хорошо вовремя.

' Мне необходимы специальные кроссовки для бега. Сейчас я бегаю в кроссовках явно не заточенных на длительные расстояния. Чувствую, что стопа приземляется не так, как следует. Пару раз у меня даже болело колено (!!!), что меня напугало, но, к счастью, все прошло. И еще сводит иногда ногу. В общем, новые кроссы, ждите меня.

' Бегать - сложно. Физически сложно. Пот льется реками, лицо краснеет, одежду каждый раз стирать после этого действа. Так как я пока неопытный бегун, то тренировочных вещей в большом количестве (ни в каком количестве) у меня нет. Поэтому, в нашем доме отныне не останавливаясь стирает машинка, и сушилка не складывается.

Как не работает

В первую очередь, что я для себя поняла, - заниматься самобичеванием в делах спортивных - бессмысленно. Мне никогда не подходили методы смакования собственных недостатков, даже когда я мечтала скинуть пару кило. Стоять перед зеркалом, оттягивая у себя жирок на ногах, фи, простите, но после этого бегать не хочется, хочется лечь и умереть. А если после такого и побежалось, то завтра данный прием уже не подействует, что я там у себя не видела, в конце концов. Уныние и привязка к результату придут в жизнь и займут в ней место. А в моем случае, ориентироваться на километраж, пугая себя 42-мя километрами, которые меня ожидают в сентябре, тоже бесполезно. Ну что мне сейчас эти 42 км. Это же так не скоро, я буду другим человеком - думаю я, но потом, а сейчас я выпью чаю (вина, кофе, лимонада) и полежу с книжкой.

А что тогда работает?

Работает ежедневное желание проводить время с пользой. Я не могу запретить себе пропускать занятия на месяц вперед, но я могу именно сегодня решить свои внутренние конфликты, поднять тело с дивана и побежать. Через месяц за это будет отвечать другая Наташа, а сегодня за это отвечаю я, и все зависит от моего решения. Но в этом вопросе есть две крайности, которых лучше избегать: редко бегать и сильно себя ругать за любой пропуск.

Если вы все-таки пропустили день тренировки, по любой причине, не важно какой, не стоит ставить на себе крест. В конце концов, это не вы созданы для бега, а бег для вас. Не пробежали сегодня - это ничего не значит, пробежите завтра. Главное - двигаться вперед. Никогда не будет все идеально.

Каждый день, борясь с псевдоусталостью, расставляйте приоритеты. Заниматься собой так же важно, как зарабатывать себе на жизнь, готовить ужин для семьи и гулять с собакой. А возможно, даже важнее всего вышеперечисленного. Ужин может и кто-то другой приготовить, например повар в кафе, а вот побегать за вас, никто не побегает.

И наоборот

Если вы устали, по-настоящему устали, то не насилуйте свое тело, а дайте отдых. Не повторяйте моей ошибки. На прошлой неделе я проигнорировала свою физическую усталость и пошла бегать положенные 5 км. После этого мне пришлось делать большой перерыв в пробежках, так как мои ноги изнывали, как будто я пробежала дистанцию в 10 раз больше! К тому же, эта тренировка не принесла мне удовольствия от чувства выполненного долга. Она просто состоялась, я просто устала и просто не могла восстановиться еще три дня. Такие дела. Слушайте свое тело и будьте эффективными.

Бег, как метафора

Заниматься на беговой дорожке не очень романтично. Бежишь, бежишь, а при этом остаешься на месте. Как цитата из "Алисы в стране чудес" прямо-таки. Бегать - это вообще неромантично. И жить неромантично. Романтика - это все напускное и лишние. Мне не обязательно бежать вдоль берега моря (хотя это было бы мило), чтобы готовить свое тело к забегу в 42 км. Даже не выходя из зала, не слезая с дорожки метр на полтора, я выполняю работу над собой, заставляю свои мышцы работать, слежу за техникой и дыханием. Это длинный маршрут и сложный старт, но в этой монотонности и стабильности кроется ключ к пониманию себя и процесса достижения целей.

Недавно я смотрела фильм "Мечты Дзиро о суши". Это документалка о 85-летнем владельце и шеф-поваре трехзвездочного мишленовского ресторана в Японии. Господина Дзиро считают самым выдающимся мастером в приготовлении суши. В его ресторане всего 10 мест и всегда запись на полгода вперед. Дзиро поразил меня своим подходом к жизни, таким отличным от западного. Каждый день он повторяет одни и те же действия, понемногу их улучшая. Дзиро говорит: Я буду всегда стараться добраться до вершины, но никто не знает, где она. Когда ты думаешь, что знаешь всё, то понимаешь, что просто дурачишь себя. Даже в свои 85 лет я не думаю, что достиг совершенства. Но я чувствую восторг весь день. Я обожаю делать суши. Я отдаю своей работе свою жизнь.

К чему это я? Любите то, что вы делаете и не бойтесь рутины. Возможно именно в ней кроется истина. Я стараюсь, с каждой пробежкой я все отчетливее понимаю, что у нас с бегом по любви!

Всем любви!

Муа.

bottom of page